Національний університет "Острозька академія"
Кафедра культурології та філософії


інтернет-конференція
"ІНФОРМАЦІЙНЕ СУСПІЛЬСТВО І НОВІ ВИМІРИ КУЛЬТУРИ"

15-28 березня 2010 року

            

Головна

 

Доповіді

 

Про учасників

 

Контакт

Юлия Мирошниченко

Информационное пространство в Украине. Влияние Интернет-коммуникаций на культуру

Для человека информация – это знания, которые он получает из различных источников с помощью органов чувств. Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Для вех нас слово «информация» понятно интуитивно даже без определения понятия. Его осмысливают люди, занимающиеся любой деятельностью.

Существует несколько способов восприятия информации — визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая. По формам представления —текстовая, числовая, графическая, музыкальная, комбинированная и т.д.

По общественному значению:

1. Массовая - обыденная, общественно-политическая, эстетическая.

2. Специальная - научная, техническая, управленческая, производственная.

3. Личная – наши знания, умения, интуиция. Основные свойства информации:

1. Объективность – не зависит от чего-либо мнения.

2. Достоверность – отражает истинное положение дел.

3. Полнота – достаточна для понимания и принятия решения.

4. Актуальность – важна и существенна для настоящего времени.

5. Ценность (полезность, значимость)- обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения.

6. Понятность (ясность) – выражена на языке, доступном получателю.

Для обеспечения информационного процесса необходим источник информации, канал связи и потребитель информации. На данный момент существует множество источников информации. Самые распространённые — это телевидение, радио, журналы, газеты и т.д. А за последнее время самым широким каналом информации стал Интернет. Результаты исследования показали, что радио понадобилось 30 лет, чтобы достичь аудитории в 50 миллионов человек, телевидению – 13 лет, а Интернету – всего 4 года.

Компьютеры и информационные технологии неуклонно подталкивают человечество в сторону нового информационного мироустройства. Огромные потоки информации порождают в обществе самые неожиданные последствия. Информация настолько проникла в социально-политические и экономические процессы, что порой вызывает в людях страх перед неопределенностью настоящего и будущего. Рождаются новые идолы и идеалы, которые объединены тем, что все они существуют вне пределов сфер влияния организаций, традиционно контролирующих ситуацию в обществе. Происходит переосмысление существа личности не только на фоне глобальных информационных потоков, но и в соперничестве с ними.

Чтобы понять масштабность воздействия Интернет на культуру необходимо осмыслить его не только как “одно из” явлений, но и как глобальное событие.

Интернет — это новый и весьма эффективный способ представления культуры в средствах массовой коммуникации. Это не просто один из найденных человечеством способов хранения и трансляции культурного опыта, это такой способ организации культурного содержания, который вносит существенное изменение в архитектонику самой культуры. По масштабу своего воздействия на мировую культуру феномен Интернет приравнивается к изобретению письменности и книгопечатания, электричества и автомобиля и т.д.

Бурное развитие современных компьютерных и телекоммуникационных технологий открывает новые возможности и перспективы для самообучения с помощью технологий дистанционного обучения. При этом информатизация выступает не только как процесс овладения информационно-коммуникационными технологиями или его результат, но и как фактор изменения системных качеств системы непрерывного образования, как одна из ценностей современного общества и его перспективного развития, как необходимая составляющая совершенствования системы образования Украины.

Особенно возросла роль информатизации для произвольного обучения, поскольку современные информационные средства и СМИ стали играть значительную роль в жизни современного человека. Глобальная сеть Интернет практически проникла как в производственные, учебные заведения, так и в повседневный быт человека и вызывает особый интерес у подрастающего поколения. А ведь именно благодаря произвольному обучению человек в течение своей жизни приобретает наибольшую часть знаний и навыков. Таким путем он осваивает родной язык, основные культурные ценности, общие установки и модели поведения, передаваемые через семью, общественные организации, средства массовой информации, музеи, игры и все другие культурные институты общества. Бурное развитие и в рост влияния современных средств массовой информации, особенно, таких как телевидение и Интернет, имеющих широкие возможности воздействия на процессы становления личности, становятся ощутимыми в процессах произвольного и непрерывного образования личности.

Рассуждения о том, как влияет Интернет на культуру, и чего в этом влиянии больше - хорошего или плохого, постепенно выходят за рамки сетевой среды, где они давно уже стали излюбленной темой, и вырастают в своеобразный жанр футурологической публицистики, - утопии или антиутопии, в зависимости от личных наклонностей автора. “Интернет”, так же, как несколько раньше “постмодерн”, “масс-культура”, “демократия”, “коммунизм”, “фашизм”, усилиями масс-медиа превратился в очередное “трансцендентальное означающее”.

Интернет — весьма удобная с технической точки зрения среда, идеальная для развития определённого направления культуры, распространения, обсуждения, коллективного творчества. Интернет способствует развитию культуры в двух направлениях. Первое связано с размыванием национальных границ культуры, преодолением языковых барьеров, разрушением перегородок между такими формами культуры, как наука, искусство, образование, досуг и т.д. Второе связано с тем, что в этой культуре для каждого человека возникает возможность не только пассивно воспринимать содержание культуры, но и влиять на мир культуры. С приходом Интернет подрываются основы монологического начала в культуре, что означает закат культур “закрытых”, несущих в себе потенциал всевозможных конфликтов на межэтнической, конфессиональной, национальной или партийной почве. Таким образом, Интернет возвещает о рождении культуры глобального диалога (культуры как диалога культур), “открытой” культуры, в которой каждый из участников имеет свой голос, ведет свою партию, может присоединить свой голос к голосу других или влиять на общее звучание. Феномен Интернет открывает новый горизонт культуры — ориентацию на глобальное творчество и индивидуальный вклад каждого. В Сети совсем по-иному смотрится фигура автора и привычные отношения между автором и потребителем. Учитывая безграничные возможности мистификации и умножения “виртуальных личностей”, “автор” в Интернете превращается чуть ли не в особый жанр творчества.

С появлением Интернета существенно меняется судьба информации в обществе. Тот факт, что для её распространения не нужно властно-коммерческих отношений: не нужны деньги, власть, и т.п.

Интернет, самое мощное средство глобализации и коммуникации современного мира, способен полностью подменить реальное социальное общение виртуальным. Интернет создал условия для второго “параллельного” существования личности, служит мощнейшим средством коммуникации и предлагает каждому человеку новые способы самореализации. Однако, до сих пор практически не изучено, каким будет человек “интернет-поколения” и что такое экология Интернета.

Кроме всего положительного, что приобрело и приобретает человечество с развитием высоких технологий типа Интернета, мир сталкивается и с негативной стороной этого явления – в частности, с бурным ростом компьютерных преступлений, особенно в экономике и кредитно-финансовой сфере.

В силу своей открытости Сеть предоставляет злоумышленникам большие возможности. Так, например, через нее можно получить доступ к конфиденциальной и секретной информации, скопировать ее, внести изменения или просто уничтожить, можно узнать пароли, адреса серверов и т. д.

Проблема компьютерной преступности уже переросла в международную, поэтому необходимы совместные усилия государств, чтобы с ней бороться или хотя бы держать под контролем. Принимая во внимание опасность международных компьютерных преступлений, восемь ведущих индустриальных держав договорились об общих принципах и конкретных планах борьбы с ними.

Известно, что в наше время главное достояние и богатство общества — не вещество и энергия, как было совсем недавно, а информация. Поэтому вопрос об информационном наполнении глобальных компьютерных сетей, не столько о количестве, как о качестве и направленности представляемой информации, стоит достаточно остро. Многократно умножив степени свободы, информационное общество должно решать проблему новой информационной культуры, проблему правовой, моральной ответственности личности. Глобализация культурной и социальной жизни тысячекратно увеличивает долю этой ответственности. Интегрировав человека в целостность мировой культуры, Интернет оставляет его наедине с собой. Развитие глобальных сетей является причиной возникновения принципиально нового мира с так называемой виртуальной действительностью, в котором значительно возрастает возможность манипулирования обществом вообще и отдельной личностью в частности. Интернет оказывает все возрастающее влияние на культуру, бизнес и политику всего земного шара, для миллионов людей возможно даже замещение реального мира виртуальным, что для развития личности не очень хорошие перспективы.

В социально-педагогической плоскости становление и развитие личности представляет собой многоэтапный процесс. Воспитание человека для социума и культуры, т.е. в социально-культурные институты, культурно-образовательную среду, различные виды культурной деятельности, способствующие социализации, инкультурации и самоорганизации личности. Сегодня Украина переживает большие перемены, способствующие перестройке экономической, политической системы страны. Переходный период характеризуется нестабильностью во всех областях жизни Украины. Следует отметить, что в этих процессах немаловажную роль стали играть и новые информационные технологии. Огромное количество средств массовой информации и связи, Интернет и другие источники информации налагают свой «отпечаток» на процессы становлении личности. При этом необходимо учитывать, что не все источники поставляют истинно достоверную информацию, как и то, что огромная часть этой информации носит чисто информационный, развлекательный и коммерческий характер. Немаловажным фактом является и то, что молодежь большую часть своего досуга проводит перед телевизором и, в последнее время, в сети Интернет. К сожалению, о воспитательной и образовательной функциях телевидения сегодня говорить практически не приходится, поскольку в основном на экраны телевизоров попадают низкокачественные западные «мыльные оперы», пропаганда насилия и коммерческая реклама.

В сети Интернет происходит практически то же самое. Огромное количество хаотически расположенной и малосодержательной информации трудно использовать для образовательных и воспитательных целей. Молодежь использует Интернет в основном для просмотра новостных, развлекательных и эротических сайтов, общения в чатах, участия в сетевых компьютерных играх. В области образования и повышения своего культурно-образовательного уровня дело ограничивается, как правило, «перекачкой» готовых рефератов.

Причина создавшейся ситуации заключается, в недостатке внимания, как со стороны государства, так и со стороны научных, образовательных и культурно-просветительных учреждений в разработке информационных ресурсов в сети Интернет.

Воздействие современных информационных средств, имеющих ограниченные культурно-образовательные информационные ресурсы и ориентированных в основном на досуг и развлечения, наряду с общей нестабильностью в обществе и другими факторами, в конечном счете, приводит к нравственному упадку и духовной нищете членов нашего общества. Такие понятия, как милосердие, любовь к ближним, уважение к другим народам, утрачивают сегодня свою истинную суть. Привычным явлением становится грубость, жестокость, бездушие, равнодушие ко всему и всем. Идут процессы падения нравов, разрушения гармонии человека не только с самим собой, но и с внешним миром. Утрата веры в идеалы, которых придерживались люди старших поколений, приводит к дефициту духовности и чувства национального самосознания. Это, как в зеркале, отражается на нашем подрастающем поколении и проявляется в их поступках, отношении к другим людям, в работе и повседневной жизни. Сегодня не приходится удивляться тенденциям повышения преступности среди молодежи и их понижающемуся морально-этическому поведению.

Ограниченность представления в сети Интернет научно-популярной, научной, культурной и образовательной информации приводит к тому, что у молодого поколения вырабатывается стереотип об Интернет как развлекательном и коммерческом инструменте. Вместе с тем, Интернет является очень мощным информационным средством, которое можно использовать для выработки у молодого поколения духовных и культурных ценностей, получения научной и образовательной информации для своего многогранного развития. Для решения этих проблем необходим научно обоснованный подход, целенаправленная психолого-педагогическая работа ученых и преподавателей. Приобретает значимость привлечение ведущих ученых, известных деятелей культуры и искусства к созданию региональных информационных ресурсов.

Интернет переиграл ту цивилизацию, которая его породила. Если взять за отправную точку фантазии киберпанка (безусловно архетипические для западного человека, и наверняка сыгравшие немалую роль в рождении Интернета), должно было получится нечто суперсовременное и античеловеческое, царство запредельных технологий и скоростей, устремленное в будущее, сгусток виртуальных пространств, где человек в потоке времени навсегда забывает о своей человеческой природе и низводится до уровня компьютерных фантомов. Вместо это получилось что-то близкое, родное и давно знакомое, - вавилонская библиотека, бесконечный перепутанный архив, мир без времени и пространства, заколдованное Царство Информации.




© 2010 інтернет-конференція "Інформаційне суспільство і нові виміри культури"