Національний університет "Острозька академія"
Кафедра культурології та філософії


інтернет-конференція
"ІНФОРМАЦІЙНЕ СУСПІЛЬСТВО І НОВІ ВИМІРИ КУЛЬТУРИ"

15-28 березня 2010 року

            

Головна

 

Доповіді

 

Про учасників

 

Контакт

Юрий Бережной, Алина Чёрная

Философское осмысление современных коммуникативных потребностей молодежи

Глобальные перемены в структуре современного мироустройства активизируют динамику социума, темпы социальных изменений, способствуют переносу аксиологических акцентов и эволюции межличностных отношений в жизни людей. Детерминантом изменений современного общества является технический прогресс. Появление новых технологий существенно отражается на социальных отношениях и порождает новые формы поведения и коммуникации. По мнению И.Ю. Алексеевой, О.В. Новожениной, И.Л. Балымова, и др., символом современного технического прогресса, как и постиндустриальной цивилизации в целом, является глобальная компьютерная сеть Интернет, которая представляет собой не только источник разнообразной информации, но и новый слой реальности и уровень коммуникативности современного общества и, особенно, молодежи. Интернет открыл человечеству новые грани сферы познания, игры, общения, повлияв тем самым на общественное и личностное сознание.

На сегодняшний день, с помощью Интернета стираются территориальные границы и временные препятствия для общения. Он становится одним из самых действенных средств процесса глобализации. Именно поэтому важным является изучение Интернета, как виртуальной коммуникационной среды и его влияние на жизнь и культуру современных молодых людей. Это, в свою очередь, и определяет актуальность данной статьи.

Интернет в наше время приносит великое множество возможностей, как в сфере личной жизни, так и в общественной. Интернет (сокр. от Interconnected Networks – объединённые сети) глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов, неотъемлемой частью которой является общение тоесть, взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и коммуникация, характеризующая базовую потребность человека – быть включенным в социум и культуру.

Процесс общения в Интернете включает в себя 4 основных компонента: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (взаимное воздействие, влияние и противостояние ему), познание (формирование представления о партнере по общению и управление познанием другого), формирование и развитие отношений между партнерами по общению. Каждый из этих компонентов реализуется на определенных уровнях, которые определяются индивидными, личностными (социальными), индивидуальными группами свойств человека. Тематику коммуникативного аспекта общения развивают множество исследователей, в том числе и Ю.С.Шевченко в своей работе «Виртуальная коммуникация» исследует обучение в виртуальной коммуникации. Лоу Жучжуан в своей работе «Особенности процесса межкультурной коммуникации между Россией и Китаем в сети интернет» поднимает культурологический аспект общения в сети Интернет. Работы целого ряда авторов, специалистов разных областей знаний, посвящены социально-психологическим особенностям функционирования сети Интернет. Однако, не достаточно широко освящается вопрос анализа моделей коммуникации в рамках Интернета, их преимущества и недостатки. По этому, целью данной статьи является анализ моделей коммуникативности в Интернете как следствия коммуникативных потребностей молодёжи.

Коммуникация, в свою очередь, понимается, как смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации – достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В современной социальной среде функции коммуникации выполняет Интернет. Он настолько интегрирован в нашу жизнь, что порой именно от него зависит миропонимание и мировосприятие, а значит, Интернет стал одним из факторов, влияющих на формирование индивидуального и общественного мировоззрения. Мало кто из современных молодых людей может представить свою жизнь без Интернета. Это можно подтвердить результатами экспресс-опроса на тему «Как изменится Ваша жизнь, если завтра исчезнет Интернет?», по результатам которого 83% респондентов высказали негативные отзывы, 9% – позитивные отзывы, 3% – сказали «Практически никак», 4% – воздержались и 1% – не выбрали не один из перечисленных в опросе вариантом ответа.

Общение в Интернете может рассматривается как один из видов деятельности (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев) [1], либо противопоставляется деятельности, поскольку его предметом является человек, а не неодушевленные объекты (М.С. Каган, Б.Ф. Ломов) [2]. С позиций системного подхода, наиболее обобщенная структура общения может быть представлена в виде в виде следующих моделей.

Одной из наиболее распространенной является модель «один-к-одному», которая представляет собой определенный вид общения между двумя знакомыми людьми. Это асинхронная коммуникация, которая осуществляется через e-mail (электронную почту). Каждый человек, хоть немного связанный с Интернетом, имеет электронный «почтовый ящик», и, зачастую, не один. Асинхронность заключается в том, что человек, который пишет электронное письмо, не знает, когда его прочтет адресат. Таким образом, аналогом электронной почты в реальной жизни является обычная почта. Особенности данного способа общения практически целиком определяются тем, что электронное письмо – это обычный текст, который необходимо написать по средством электронного набора текста. Разумеется, его легко редактировать или распечатать. Преимуществом данной модели является то, что письма доходят за малое время (несколько секунд) и тексты писем сохраняются.

В противоположность электронной почте, синхронная коммуникация подразумевает мгновенный обмен (обычно) короткими сообщениями между двумя пользователями, одновременно подключенными к Сети. Для этого вида коммуникации необходима специальная программа, так называемый мессенджер (англ. message — сообщение). Большинство программ позволяет видеть, подключены ли в данный момент абоненты, занесенные в список контактов. В ранних версиях программ все, что печатал пользователь, тут же передавалось. Если он делал ошибку и исправлял ее, это тоже было видно. В таком режиме общение напоминало телефонный разговор. Этот вид общения обладает гораздо большей степенью интерактивности, позволяет создать ощущение «живого» общения с собеседником. В этом скрываются и скрытые негативные аспекты общения: человек не успевает (в отличие от e-mail) полностью сформулировать свою точку зрения, и он может быть понят неправильно. Электронная почта и мессенджеры дополняют друг друга. По электронной почте можно отправлять достаточно длинные описания или рассуждения о чем-то, в то время как мессенджеры подходят для лаконичных обсуждений разных тем, или проблем. Достоинствами данного вида общения является возможность мгновенного обмена сообщениями и высокая продуктивность при обсуждении, а недостатками – возможное непонимание между собеседниками.

Модель общения с условным названием «один-ко-многим» представляют так называемые «Блоги». В реальной жизни этой модели соответствуют классические СМИ: телевидение, радио, газеты. Получателями таких обычных сообщений является практически каждый, однако далеко не любой может быть источником. Стоит отметить, что данный вид коммуникации предоставляет такие массовые способы общения, которые не имеют аналогов в реальной жизни. Практически всегда это асинхронный доступ: сначала автор написал материал, а потом, спустя некоторое время, читатели могут с ним ознакомиться и, например, оставить комментарии. С тех пор, как Интернет стал массовым явлением (имеется в виду, на Западе), моделью «один-ко-многим» описывались конференции и доски объявлений. За последние несколько лет, получило широкое распространение такое явление, как Блог. Это слово образовалось от английского «web log» и обычно означает «сетевой дневник», а его автор (ведущий Блог) – «блогер». Обычно Блог представляет собой сайт и состоит из коротких заметок на одну или несколько определенных тем. Автор может писать о своей профессиональной деятельности или об увлечениях, о текущих событиях или свои размышления. Часто посетители могут оставлять комментарии. На западе Блоги очень популярны, на наш взгляд, потому что человек получает легкий в обращении инструмент, обладающий огромным потенциалом и позволяющий реализовать его стремление стать известным на просторах Интернета. В связи с этим, возник термин «Блогосфера», как совокупность всех Блогов, который впервые появился в 1999 году. Сам автор неологизма, Брэд Грэм, подавал его как шутку: в то время вся «Блогосфера» ограничивалась сотней сайтов. Пять лет спустя, в 2004 году, самый полный англоязычный словарь Merriam-Webster назвал «Блог» – сетевой дневник – словом года. Мировая блогосфера к тому времени уже достигла совсем нешуточных размеров. По данным одного из ведущих англоязычных блог-поисковиков Technorati.com на сентябрь 2006 года в мире было более чем 54 миллиона Блогов. В русскоязычной блогосфере, по данным службы Яндекса «Поиск по блогам», сегодня больше, чем 1 150 000 блогов, а записей (постов) – больше 80 млн. Каждую секунду появляется в среднем три новых записи. Достоинствами данного вида коммуникации является возможность самореализации и систематизация мыслей. К недостаткам мы относим анонимность такого общения.

Логически дальнейшим развитием (хоть и появившимся раньше Блогов) являются так называемые «авторские проекты». Они содержат не просто заметки, а более объемные материалы, в которых авторы, например, высказывают свою точку зрения, аргументируя ее рассуждениями и фактами, публикуют свои произведения. Наиболее характерные примеры – exler.ru, spectator.ru. Однако, это проявление коммуникации в Интернете не является широко распространенным.

Модель «многие-ко-многим», как асинхронная коммуникация воплощена в форумах. Форум – специальное программное обеспечение для организации общения посетителей сайта. Обычно форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Форумы собирают людей по всевозможным критериям. Например, тематические форумы: форум любителей кино, научные форумы и т.д. Другой критерий — «перенесение» реального сообщества в Интернет, например, форум студентов факультета. Форумы могут быть и открытыми, где участвовать могут случайные посетители, иногда лишь с требованием предварительной регистрации. Часто на тематических форумах можно получить качественный ответ практически на любой вопрос, который может возникнуть. Достоинства данной коммуникативной модели – возможность получить ответы на самые разнообразные вопросы. Недостатком, как и в предыдущей модели общения является анонимность.

Синхронная коммуникация реализована в чатах. Чаты содержат в себе интерактивность (свойственную Интернет-пейджерам) и поэтому объединяют в себе их свойства и свойства форумов. Как правило, форум отличается от чата более серьёзными обсуждениями, поскольку предоставляет отвечающим больше времени на обдумывание ответа. Коммуникативные свойства Интернета существенно отображаются на психологическом состоянии человека, его мировоззрении и организации жизни. Интернет во многом влияет на массы, что в последствии спровоцировало образование различных субкультур и так называемых «интернет-сообществ».

Интернет-сообщества – это группы людей, имеющие общие интересы и общающиеся преимущественно по средствам Интернет. Подобные интернет-сообщества постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего общества.

К сожалению, наряду с положительными сторонами общения в сети Интернет, проявились и негативные аспекты его применения. В частности, некоторые люди настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Психологическую, в своей основе, интернет-зависимость сравнивают с наркоманией – физиологической зависимостью от наркотических веществ, где также присутствует психический компонент. Интернет-зависимость определяется как навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире.

Следующей отрицательной стороной общения в Интернете является преднамеренная фальсификация разных данных, фактов и искажение информации. Это психологическое и социальное явление получило название «Троллинг». Интернет-троллями или просто троллями (англ. troll) во Всемирной сети называют людей, которые намеренно публикуют провокационные статьи и сообщения (в форумах, в группах новостей Usenet, в вики-проектах), призванные вызвать конфликты между участниками, нанести оскорбления и прочее. Сами подобные статьи и сообщения также иногда называют троллями. В настоящее время любой популярный форум, группа новостей или интернет портал сталкивается с троллями и троллингом, что существенно препятствует нормальному обмену информации в сети.

Итак, интернет в настоящее время занимает огромный пласт нашего существования и захватывает новые сферы жизни, тем самым, выполняя не сугубо информационную функцию, а намного больше. Интернет, в некотором роде, даёт возможность человеку раскрыться даже более глубже, чем в реальной жизни. Представления о человеке и общении с ним в рамках Интернета существенно отличаются от представлений о человеке в ситуации непосредственного общения и являются внутренне противоречивыми: в них сочетаются как положительные (общение в Интернете – диалогическое, удобное, человек может освободиться от многих мешающих общению комплексов), так и отрицательные (общение поверхностное, человеку легко солгать) оценки. Однако бесспорным является то, что Интернет формирует новые взгляды на мир и видение человека в нем, являясь, при этом, мощным средством реализации коммуникационных потребностей людей, и особенно, молодёжи.

Литература:

1. Андреева Г.М. А.Н.Леонтьев: Личность, сознание, деятельность // Мир психологии. 1999. № 1(17). – С. 4 – 11.

2. Каган М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988. – 319 с.

3. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Минск: «Научное издание», 1999. – 896 с.




© 2010 інтернет-конференція "Інформаційне суспільство і нові виміри культури"